Новости клуба

Заседание Клуба, посвященное конституционной реформе

28 февраля в новом офисе международного издательского дома "ЕвроМедиа" состоялось заседание Клуба на тему "Что ждать бизнесу в связи с новыми поправками в Конституцию РФ?". Спикером выступила - эксперт по конституционному праву, кандидат юридических наук, доцент ЮФУ Алла Киселева. Взгляд юриста, имеющего бизнес-бэкграунд - всегда интересно! 
В нашей стране грядет конституционная реформа, пожалуй, самая масштабная и противоречивая в новой истории. Создание Госсовета, расширение полномочий Государственной Думы, приоритет национального законодательства над международным правом, и вместе с тем включение в основной закон государства позиций, направленных на "борьбу с бедностью" - формат этих новелл, скорость принятия решений и возможные последствия влекут за собой пока больше вопросов, чем ответов.
Для Клуба 2015 представилась уникальная возможность обсудить эти и иные вопросы с экспертом по конституционному праву, кандидатом юридических наук, доцентом Южного федерального университета Аллой Киселевой

Разговор шел с научной и доктринальной позиции. Спикер отдельно отметила, что мы находимся "в моменте", делать какие-либо выводы сейчас преждевременно, можно только спрогнозировать возможное развитие событий. И поэтому для объективности позиций важно рассуждать на уровне правовых категорий, а не политических.
Конституция - это главный документ и основной закон. Ответ положительный с формально-юридической позиции немецких юристов. Но почему это так. На этот вопрос ответил философ Фердинанд Лассаль. Он разделял Конституцию на 2 типа: юридическая (что закреплено на бумаге) и фактическая (реальные общественные отношения). Безусловно, между ними наблюдаются противоречия в любом обществе и государстве. Но все-таки неизменным остается тезис о том, что Конституция - это прежде всего документ о власти. Он закрепляет и легитимизирует власть господствующего класса. Или закрепляет баланс между социальными группами. И из этого постулата вытекает 2 проблемы: 1) политики стремятся использовать Конституцию в своих интересах и 2) результаты трансформации основного закона невозможно оценить даже в среднесрочной перспективе, на протяжение жизни одного поколения.

Говоря о нашей стране и Конституции 1993 года, важно понимать тот факт, что ее принятие было инструментом политической борьбы в условиях правового нонсенса - указы Президента Б.Н. Ельцина в то время фактически обладали большей силой, чем основной закон. Сегодня процесс внесения поправок фактически "поднимает" на уровень Конституции нормы, большая часть которых уже была закреплена в Федеральных Конституционных Законах.
Тем не менее, спикер обратила внимание и на новеллы. Например, ст.75 фиксирует новое положение о пенсионной системе, фактически указывая на "солидарность поколений". Спорной позицией представляется пункт, обозначающий русский народ государствообразующим, поскольку все нации составляют единый народ России.

В новой Конституции совершенно иным представляется контур власти, усиливается взаимопронекновение властей. Новые статус приобретает Госсовет, он становится уже не совещательным, а 
конституционным органом, т.е. органом власти с определенными властными полномочиями
, но не ясно, к какой ветви власти его можно отнести.

Органы местного самоуправления входят в систему единой публичной власти, и таким образом теряют независимость от системы государственной власти и в первую очередь – от губернаторов субъектов Федерации
. За долгие годы противостояния губернаторы добились права влиять на назначение руководителей крупных городов, но системно эту проблему не разрешили. Теперь вводится новое конституционное понятие – «единая система публичной власти». Что это такое, в тексте поправок никак не разъясняется. И пока не понятно, как включение местного самоуправления в эту единую систему будет сочетаться со статьей о его самостоятельности, которую править не стали.
Изменения фактически коснутся всей государственной системы, полномочия государственных органов настолько сложно переплетаются, что глядя на новую складывающуюся архитектуру российской власти, правоведы уже сейчас затрудняются ответить на вопрос, а какая собственно у нас республика. Президентская, парламентская или смешанная.


Тем не менее, по мнению эксперта, доктринальное положение о необходимости соответствия юридической Конституции фактической в настоящий момент воплощается на практике. Нужно признать, что российское общество не сумело включиться в процесс создания новых правил игры в стране. Некоторые шансы на это были, но они давно утрачены. Институционализация "сверху" на сегодня — единственный действующий механизм установление вышеуказанного соответствия.
Мы благодарим Аллу Киселёву за прекрасное выступление и профессиональный взгляд на противоречивые события, столь значимые для всех нас!
Уверены, мы еще не раз будем возвращаться к тезисам, озвученным Вами в ходе этого яркого и насыщенного разговора!
А коллегам из ИД "ЕвроМедиа" спасибо за гостеприимство и мини-экскурсию по новому офису с прекрасным видом!